azb1958 (azb1958) wrote,
azb1958
azb1958

Шлимазл по-мексикански

  Все началось с мацы. У нас в городе ее не купить совершенно, а из Египта выходить надо, и уже скоро. Тогда я подумал про Мехико-Сити, куда мы все равно собирались поехать, там-то наверняка все есть. Единственная проблема - там даже гугл говорит по-испански. Но я смело бросился на поиски. И вот среди разных околомацовых ссылок мне попалась симпатичная дама, которая водит экскурсии по еврейскому Мехико-Сити. Она неосторожно оставила где-то свой емайл, и я немедленно ей отписал, что, мол, нуждаюсь в Сусанине с машиной на пару дней. Она мне, и так мы уже почти договорились, как вдруг выяснилось, что во-первых, ее не будет в МС в нужное время, а во-вторых - she only does jewish tours. But she has a friend for goyish tours too. Так в нашу жизнь вошел Натан. 

   У Натана был явный ряд достоинств. Он хорошо говорил по-английски, и вообще - говорил хорошо и много. Он пожил в Штатах и Израиле, бывал в Европе; короче, кругозор у него был необычный для мексиканца. Его семейные байки доставляли массу удовольствия: его семья происходила по одной линии из Литвы, по другой - из Белоруссии, а семья жены - из Сирии и Ирана. Слушая, как мы в машине говорим по-русски, он вспомнил, как его бабка к 95 годам забыла все языки, которые знала (идиш, испанский) и говорила только на русском, которым к тому времени уже никто в семье не владел. Короче, как собеседник за рюмкой текилы он был очень неплох. Проблема заключалась в том, что мы искали гида. И вот тут выяснилось, что у Натана есть еще несколько недостатков.

   Во-первых, он плохо видел. Во-вторых, еще хуже он водил машину. И в третьих, он страдал тяжелой формой навигационного кретинизма. Т.е. если где-то была возможность пропустить нужный поворот, или же свернуть на неправильный, он не упускал ни ту, ни другую. А будучи гордым мексиканским мачо (см фото), в ошибках не признавался и старался их незаметно исправить хитрым объездом. Чем удесятерял последствия.


 
 Из-за него мы не увидели несколько хороших мест, тщательно мною запланированных. Но Бог с этим, хоть в какой-то степени он искупил свои грехи, позвав нас в пятницу вечером на службу в свою синагогу. У меня был этнографический интерес, и я с удовольствием принял его приглашение.

Единичные евреи в Мексике появились чуть-ли не с Кортезом, но при испанцах  они здесь не преобладали. Инквизиция, понимаете ли. Реально значительное их число приехало в конце 19 в., спасаясь от погромов в России, с одной стороны, и от погромов же в странах Магриба - с другой.  Здесь, как и положено, они с презрением посмотрели друг на друга и с тех пор живут, практически не смешиваясь. Синагоги, естественно, совершенно разные. Семья Натана была редким исключением. Не знаю, как уж они там договаривались, но все их три сына прошли бар-мицву у сефардов, после чего семья перешла в синагогу к ашкеназам. Туда мы и поехали.

Несколько забавных наблюдений. Синагога ортодоксальная, но парковаться пришлось за пару кварталов - все улицы забиты машинами. (Или следовало написать не "но", а "поэтому" : у реформистов пришли бы три человека ). Красивый зал, разделенный посередине высоким барьером на мужскую и прочую половины. Служба по полной программе, на иврите, и с активным участием зала. При этом необыкновенная пестрота одежды: от пары хасидов в черном, до парней в шортах и футболках. Т.е. джинсы и кроссовки были где-то посередине. Кипа, понятно, у всех. Очень много молодежи; девушки на шпильках от 10 см до полуметра, по-моему.

Мне было очень интересно разглядывать лица в зале, и я чуть шею себе там не свернул. Мексиканские типажи по сути простые: они находятся на линейной шкале от чисто европейского (испанского) типа к чисто индейскому. Совсем не тот вавилон, который видишь в Европе или Америке. А как учил Денис Трофимович Лысенко, в правильных условиях " рожь может порождаться пшеницей.. и пшеница может порождать ячмень.." Но, видать, условия в Мексике не совсем правильные, потому что никаких следов перерождения я не заметил. Лица были практически такие же, как в наших краях, и совершенно не похожие на уличную толпу. Ассимиляции у них нет.

Закончу одной из Натановых баек с неожиданной моралью. Как-то в машине я стал его расспрашивать, как живут в Мексике разные приехавшие евреи, и он поначалу излагал обычную историю: ашкеназы, они как только чуть-чуть прижились, сразу стали отдавать детей в университеты, учиться на инженера, доктора, архитектора и т.д. А сефарды, они опять же по традиции, как лет 13-14 мальчику исполнилось, так каким-нибудь ремеслом заниматься или в лавку торговать. ("Ты ждешь, читатель, рифмы "розы" ?" - не дождешься). И с обидой Натан стал объяснять: в результате одни только кончают учиться годам к 23-24, да еще и с долгами, а другие уже 10 лет занимаются бизнесом. Понятно, что сефарды успешнее и живут лучше...
Tags: Мексика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments