azb1958 (azb1958) wrote,
azb1958
azb1958

Шлимазл по-мексикански

  Все началось с мацы. У нас в городе ее не купить совершенно, а из Египта выходить надо, и уже скоро. Тогда я подумал про Мехико-Сити, куда мы все равно собирались поехать, там-то наверняка все есть. Единственная проблема - там даже гугл говорит по-испански. Но я смело бросился на поиски. И вот среди разных околомацовых ссылок мне попалась симпатичная дама, которая водит экскурсии по еврейскому Мехико-Сити. Она неосторожно оставила где-то свой емайл, и я немедленно ей отписал, что, мол, нуждаюсь в Сусанине с машиной на пару дней. Она мне, и так мы уже почти договорились, как вдруг выяснилось, что во-первых, ее не будет в МС в нужное время, а во-вторых - she only does jewish tours. But she has a friend for goyish tours too. Так в нашу жизнь вошел Натан. 

   У Натана был явный ряд достоинств. Он хорошо говорил по-английски, и вообще - говорил хорошо и много. Он пожил в Штатах и Израиле, бывал в Европе; короче, кругозор у него был необычный для мексиканца. Его семейные байки доставляли массу удовольствия: его семья происходила по одной линии из Литвы, по другой - из Белоруссии, а семья жены - из Сирии и Ирана. Слушая, как мы в машине говорим по-русски, он вспомнил, как его бабка к 95 годам забыла все языки, которые знала (идиш, испанский) и говорила только на русском, которым к тому времени уже никто в семье не владел. Короче, как собеседник за рюмкой текилы он был очень неплох. Проблема заключалась в том, что мы искали гида. И вот тут выяснилось, что у Натана есть еще несколько недостатков.

   Во-первых, он плохо видел. Во-вторых, еще хуже он водил машину. И в третьих, он страдал тяжелой формой навигационного кретинизма. Т.е. если где-то была возможность пропустить нужный поворот, или же свернуть на неправильный, он не упускал ни ту, ни другую. А будучи гордым мексиканским мачо (см фото), в ошибках не признавался и старался их незаметно исправить хитрым объездом. Чем удесятерял последствия.


 
 Из-за него мы не увидели несколько хороших мест, тщательно мною запланированных. Но Бог с этим, хоть в какой-то степени он искупил свои грехи, позвав нас в пятницу вечером на службу в свою синагогу. У меня был этнографический интерес, и я с удовольствием принял его приглашение.

Единичные евреи в Мексике появились чуть-ли не с Кортезом, но при испанцах  они здесь не преобладали. Инквизиция, понимаете ли. Реально значительное их число приехало в конце 19 в., спасаясь от погромов в России, с одной стороны, и от погромов же в странах Магриба - с другой.  Здесь, как и положено, они с презрением посмотрели друг на друга и с тех пор живут, практически не смешиваясь. Синагоги, естественно, совершенно разные. Семья Натана была редким исключением. Не знаю, как уж они там договаривались, но все их три сына прошли бар-мицву у сефардов, после чего семья перешла в синагогу к ашкеназам. Туда мы и поехали.

Несколько забавных наблюдений. Синагога ортодоксальная, но парковаться пришлось за пару кварталов - все улицы забиты машинами. (Или следовало написать не "но", а "поэтому" : у реформистов пришли бы три человека ). Красивый зал, разделенный посередине высоким барьером на мужскую и прочую половины. Служба по полной программе, на иврите, и с активным участием зала. При этом необыкновенная пестрота одежды: от пары хасидов в черном, до парней в шортах и футболках. Т.е. джинсы и кроссовки были где-то посередине. Кипа, понятно, у всех. Очень много молодежи; девушки на шпильках от 10 см до полуметра, по-моему.

Мне было очень интересно разглядывать лица в зале, и я чуть шею себе там не свернул. Мексиканские типажи по сути простые: они находятся на линейной шкале от чисто европейского (испанского) типа к чисто индейскому. Совсем не тот вавилон, который видишь в Европе или Америке. А как учил Денис Трофимович Лысенко, в правильных условиях " рожь может порождаться пшеницей.. и пшеница может порождать ячмень.." Но, видать, условия в Мексике не совсем правильные, потому что никаких следов перерождения я не заметил. Лица были практически такие же, как в наших краях, и совершенно не похожие на уличную толпу. Ассимиляции у них нет.

Закончу одной из Натановых баек с неожиданной моралью. Как-то в машине я стал его расспрашивать, как живут в Мексике разные приехавшие евреи, и он поначалу излагал обычную историю: ашкеназы, они как только чуть-чуть прижились, сразу стали отдавать детей в университеты, учиться на инженера, доктора, архитектора и т.д. А сефарды, они опять же по традиции, как лет 13-14 мальчику исполнилось, так каким-нибудь ремеслом заниматься или в лавку торговать. ("Ты ждешь, читатель, рифмы "розы" ?" - не дождешься). И с обидой Натан стал объяснять: в результате одни только кончают учиться годам к 23-24, да еще и с долгами, а другие уже 10 лет занимаются бизнесом. Понятно, что сефарды успешнее и живут лучше...
Tags: Мексика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments