azb1958 (azb1958) wrote,
azb1958
azb1958

Пещерные люди и Фердинанд Кортез

Никакой хитрости в заголовке: пещерные люди - это мы, потому что поперлись в Мексике смотреть пещеру. Путеводитель обещал что-то неслыханное, и я купился.

Дорога из Мехико-Сити не близкая, но красивая. Она ведет через перевал выше 3000м, и по дороге почти пустыня сменяется лесами, отчасти даже хвойными. Потом вниз, а там уже штат Морелос, весь состоящий из долин на разных высотах, каждая - со своим микроклиматом, своими цветочками и фруктами. Наконец добрались до пещер, в месте с простым названием Какахуамильпа.

Вообще-то пещер в Штатах мы видели. Самая красивая, пожалуй, - это Luray caverns недалеко от Вашингтона, с роскошными стала-ктитами, -гмитами и озерами. Но очень неплоха, и совершенно не затоптана пещера Lehman Caves в Great Basin National Park на границе Юты и Невады. Были и в Мамонтовой пещере (т.е. в малой ее части: мы прошли под землей километров 6 из извеcтных сейчас ~500км. Но она как раз впечатления особого не произвела; значительная часть просто напоминала грубо обработанный туннель метро.)

Пещера в Какахуамильпа - одна из самых больших в мире. (Не первый раз замечаю, какая-то в Мексике очень дырявая земля.) Корячиться и протискиваться не приходится. Широкая бетонная дорожка ведет вглубь, и по по ней фактически переходишь из зала в зал. Мы ушли километра на 2 вглубь, дальше просто так не пускают . Стены и потолок иногда сближались, потом снова расходились, отделяя один зал от другого. Если в первом высота потолка была около 40м, то под конец она дошла до 110, что-ли. Т.е. Исаакиевский собор туда влез бы без напряжения, по высоте по крайней мере. В одном из залов, с особенно ровным полом, устроен концертный зал. Иногда там бывают симфонические концерты, пел Пласидо Доминго и т.д.

Собственно пещерных украшений не очень много, но размер их соответствующий, вроде сталагмита высотой 37 метров, далеко не достающего до потолка. Сделать там приличные фотографии без специальных затей невозможно: размеры обессмысливают вспышку, а мексиканская подсветка довольно экономна.


 

А потом мы поехали в Квернаваку (Cuernavaca). Когда-то, до испанцев, этот город назывался примерно Тлахуика, а уж как назывались его жители я и представить себе не могу. Город процветал при ацтеках, а дочь вождя была как-то выдана за главного ацтека, и от нее произошли все правители Монтезумы. Но это родство их и сгубило: в отличие от многих других индейских племен, когда пришли испанцы тлахуики стояли за ацтеков до конца. После победы Кортеза город был сожжен, а тамошняя пирамида разобрана по камешку. На ее месте и из тех же самых камней Кортез построил себе крепость-дворец, а невдалеке - кафедральный собор, один из первых в Мексике.

Вот как выглядит дворец:
 

Непохож ни на что другое из мной виденного в Мексике, а цвет и фактура камней - действительно как в пирамидах. Если отойти чуть дальше, то видно, что перед ним стоят два памятника:
 

и оба одному и тому же человеку, но отнюдь даже не Кортезу (а герою борьбы за независимость Морелосу.)

Отношение мексиканцев к Кортезу меня занимало давно. Ведь они все или почти все - смешаннные потомки испанцев и индейцев, так что самоидентификация не совсем очевидна. Но последние примерно 100 лет мексиканский национализм стоит на том, что пришлые испанцы уничтожили самобытную индейскую культуру (с чем трудно спорить, хотя некоторые, особо кровавые особенности ацтекской культуры здесь по-моему стараются обходить.) Так что памятников Кортезу в стране нет, и даже в его собственном дворце, где сейчас исторический музей, ему посвящена одна стена в одной маленькой комнате.

Во дворце есть галерея, расписанная Диего Риверой:
 

 
с красочным рассказом истории от завоевания Мексики до революций начала 20го века.

Неподалеку стоит кафедральный собор, того же стиля, что и дворец:
 

По внешнему виду очевидно, что на момент строительства разборки с индейцами еще не завершились.

(Фото не мое; все эти старые города застроены так плотно, что сделать такой кадр можно только издалека и изрядным объективом).

Когда мы зашли внутрь собора, то обратили внимание на плохо сохранившиеся фрески, которые покрывали когда-то одну стену во всю его длину. Они были совершенно непохожи на обычные украшения здешних церквей, и мы стали их разглядывать. Вот кусочек этих фресок, найденный мной на интернете:
 

 
Учитывая, что собор был построен сразу после завоевания Мексики, во времена активного обращения индейцев в католичество, ежу понятно, что это было доступное изложение истории для прихожан. Тем более что фрески начинались с картинок кораблей, плывущих по морю, потом какие-то события на берегу, войска, город, распятия и т.д. Так мы подробно и уверенно объяснили Захару, гордясь своей неподъемной эрудицией.

Господь, однако, не любит самоуверенных. Когда мы вышли из собора и я открыл толстый путеводитель, оказалось, что фрески написаны неким обращенным в христианство японцем (!) и рассказывают о мученичестве миссионеров, посланных проповедовать в Японию в 17 веке и распятых за это в Нагасаки. Какой, однако, очевидный сюжет для далекой мексиканской провинции !
Tags: Мексика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments